Фестиваль из прошлого тысячелетия

rnrt

Знаете ли вы, что самый старый музыкальный молодёжный фестиваль на Украине своим появлением на свет обязан Новой Каховке? Причём зародился он не просто в прошлом веке, а, как это ни странно звучит, в прошлом тысячелетии. В августе далёкого 1986 года в новокаховском Летнем театре состоялся один из первых в советской Украине рок-фестиваль «Рок-н-ролл Таврический». 

Событие это было до того необычным даже для перестроечного времени Советского Союза, что сразу попало на страницы самой тиражной тогда газеты «Комсомольской правды». 

На полосах «Комсомолки» разгорелась жаркая дискуссия по поводу того, а имеют ли право комсомольские функционеры – а именно они были организаторами и идейными вдохновителями новокаховского фестиваля – возглавлять молодёжный фестиваль с ругательной приставкой «рок». Подавляющее большинство читателей отнеслось положительно к инициативе провинциальных комсомольских вожаков, и фестиваль постепенно стал обрастать связями и становиться всё более и более популярным.

С  рок-н-роллом по жизни

В конце 80-ых годов ХХ века Новая Каховка на фестивальной карте СССР была заметнее и крупнее остальных украинских городов. Объяснялось это неформальным, творческим подходом к организации мероприятия как такового.

Именно на новокаховском «Рок-н-ролле Таврическом» (до 1990 г. – «Рок-Серпень») зародилась традиция проводить неформальный праздник для участников и гостей фестиваля под названием «Посвящение в козаки», который проходил под открытым небом в пейзажных днепровских плавнях с неизменной козацкой юшкой, таврийским вином, акустическими гитарами и задушевным общением.

Афиши 1986, 1988 – 1992 гг.
Афиши 1986, 1988 – 1992 гг.
Афиша 1987-го года
Афиша 1987-го года

Одесситы на новокаховский праздник рока неизменно прибывали по воде, скупив все билеты на курсировавший в то время по Днепру «Метеор», киевляне обычно оккупировали общие вагоны в поезде Киев-Херсон, днепропетровские и херсонские группы дружно коротали время в автобусе, а россияне предпочитали добираться в украинскую глубинку при помощи гражданской авиации.

Названиями понравившихся групп – «Кому Вниз», «Мэд Хэдз», «КПП», «Сад», «Дикий Мёд», «ТОК», «Годзадва»  и др.др. – исписывались подворотни и трансформаторные будки, а с самими музыканты фанаты всегда могли запросто пообщаться на городском пляже, благо он расположён всего в 50 метрах от Летнего театра.

Именно на «Рок-н-ролле Таврическом» был организован первый в истории отечественных фестивалей палаточный городок для «фанов» приехавших в Новую Каховку из разных уголков не только Советского Союза, но даже из Польши, Голландии, Австрии… Ведь тогда, в отличие от дня сегодняшнего, в этом уютном городке на берегу Днепра катастрофически не хватало гостиниц. Музыкантов расселяли и на плавучем общежитии, в быту именовавшемся «дебаркадер», и эта традиция единения музыкантов с водными просторами затем нашла своё продолжение на «Таврийских Играх».

Именно на первом новокаховском фестивале впервые прозвучали перед широкой аудиторией песни в стиле «рок» на украинском языке в исполнении группы «Ледокол», через несколько лет переименовавшемуся в «Криголам». Сейчас только ленивый украинский исполнитель не имеет в своём репертуаре песен на «державній мові», а для того времени это было чуть ли не подвигом. За что, кстати, рокерам и доставалось от различных официальных инстанций, начиная от отдела культуры и заканчивая идеологическими отделами компартийных организаций всех уровней.

DiyaПоэтому настырные комсомольские организаторы в пику «старшим товарищам» с целью пропаганды своего детища и защиты молодёжных интересов первыми в стране стали издавать свою непериодическую, неформальную газету «Действие-Дія».

В ней комсомольцы начали с музыки и молодёжной моды, а со временем добрались и до политики, особенно – до выборов в местные органы власти. И вскоре заимели своё представительство в горсовете. Первыми в комсомольской истории занялись они и изготовлением сувенирной продукции – значки, футболки, кепки с логотипом новокаховского фестиваля пользовались бешеной популярностью.

А в 1991 году фестиваль практически совпал по срокам с попыткой государственного переворота – ГКЧП! Но организаторы не сплоховали и всё-таки провели своё музыкально-молодёжное шоу под девизом: «Лучше «тяжёлый рок», чем «железная рука»!».

Подготовка VI «Рок-н-ролла Таврического» в августе 1991-го года началась в одной стране – СССР, а сам фестиваль 30 – 31 августа уже проводился совершенно в другой стране. Поэтому новокаховский рок-фестиваль можно считать первым в независимой Украине рок-фестивалем.

В 1992 году впервые в фестивальной истории неслыханным для провинциального городка тиражом 5 тысяч экземпляров вышла в свет книжка об истории фестиваля. Произошло это событие в канун открытия первого фестиваля «Таврийские Игры», основной частью которого тогда был «Рок-н-ролл Таврический».

Книга

Музыкальный марафон в Новой Каховке и Каховке продолжался тогда на протяжении 5 дней и тогда впервые выступили на новокаховской рок-сцене зарубежные группы – «Santa Lucia» из Финляндии и «Shaken Not Stirred» из Австрии.

А в 1995-м году – на своё десятилетие – «Рок-н-ролл Таврический» первый среди отечественных фестивалей стал «передвижным»: фестивальный маршрут проходил через Херсон, Новую Каховку, Энергодар, Запорожье, Днепропетровск, Донецк…

Причём, как это ни странно, автобус с музыкантами и трейлер с аппаратурой колесили по городам и весям без какой бы то ни было предвыборной агитации и финансовой выгоды, а просто так, для удовольствия «фанов» и кайфом для самих себя.

Сейчас трудно даже представить какое неприятие со стороны городских властей испытывали организаторы новокаховских фестивалей, но это было, было… В самый последний момент перед открытием мероприятия за сценой мог появиться представитель пожарной охраны и объявить, что фестиваль не состоится по причине возможного возгорания зала. А на следующий день в том же самом зале преспокойно в такой же «пожароопасной» обстановке выступал с концертной программой всеобщий любимец партии и народа Иосиф Кобзон.

Накануне фестиваля власти могли объявить, что городу грозит эпидемия холеры, как это было в 1994-м году, а посему в Новую Каховку нельзя пускать волосатых музыкантов из других городов.

Запрошення на
Запрошення на «Рок-н-ролл Таврійський проти холери»

Ещё «доблестные» городские власти своим официальным распоряжением могли запретить продажу пива во всей парковой зоне на все дни проведения фестиваля. А вооружённое до зубов милицейское спецподразделение «Беркут» вместо выполнения своих прямых функций по охране общественного порядка могло появиться на фестивальной сцене (1993 год) и автоматами вытолкать оттуда питерских музыкантов группы «НОМ» (Неформальное Объединение Молодёжи) только за то, что их начальнику не понравилось присутствие в тексте песни ругательного (по его мнению!) слова «педераст» — «Семь процентов человеческой расы – педерасты!..».

А за демонстрацию со сцены ягодиц в 1991-м бас-гитарист херсонской группы «Последняя Зима» Игорь Горин был условно осуждён на два года. По статье Уголовного кодекса «за обнажение половых органов в общественном месте». Это всё было, было…

Такое постоянное неуважение и сопротивление со стороны городских властей Новой Каховки таки доконало «Рок-н-ролл Таврический», что он на время впал в летаргический сон, или в кому, если хотите. Но помудревшие, хотя и не растерявшие присущую им энергетику, музыканты, которые прошли в своё время через горнило новокаховского фестиваля, всё чаще и чаще испытывают ностальгию по его незабываемой атмосфере и духу. Поэтому в последнее время в околомузыкальных кругах «вольных рокеров» всё чаще стала муссироваться идея о возрождении новокаховского фестиваля «Рок-н-ролл Таврический».

Во втором тысячелетии «Рок-н-ролл Таврический» предпринял попытку возрождения. В канун Дня молодёжи в 2005 и 2006 гг. новокаховский рок-фестиваль сознательно проводился «в изгнании» – в Херсоне. Это происходило из-за очередного приступа непонимания с городскими властями.

5 – 7 августа 2011-го фестиваль вернулся на историческую родину и отпраздновал 25-летие своего рождения двухдневным музыкальным праздником с участием фестивальных ветеранов прямо на берегу Днепра.

Снимок экрана 2015-05-29 в 12.36.51

А 9 — 10 августа 2012-го на «Рок-н-ролл Таврический» подтянулись музыканты не только из Новой Каховки, Херсона, Одессы, Киева, но и из Польши и Канады. Во время фестиваля организатор и вдохновитель фестиваля Сергей Цыгипа презентовал участникам и гостям свой поэтический сборник «Каховский плацдрам. Блокнот интеллектуального анархиста», некоторые из текстов которого уже стали песнями в исполнении «Сада», «Скифов», «Коморы», «Нового города», Владимира Лихваря, Андрея Титова.

Сергей Цыгипа, s.tsyhipa@gmail.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s